ПАМЯТКА
об организации работы «прямых линий»
по вопросам антикоррупционного просвещения граждан
в органах исполнительной власти Челябинской области
I. Общие положения
1. «Прямая линия» представляет собой телефонную связь, созданную с целью обеспечения возможности граждан обращаться в органы исполнительной власти по вопросам антикоррупционного просвещения.
Антикоррупционное просвещение – это информационно-разъяснительная деятельность должностных лиц, ответственных за работу «прямых линий», направленная на повышение общего уровня правосознания, антикоррупционное воспитание и правовую подготовку граждан.
2. Правовую основу работы телефонов «прямой линии» по вопросам антикоррупционного просвещения граждан составляют федеральные, региональные и ведомственные нормативные правовые акты, принятые в сфере борьбы с коррупцией (ссылка на перечень – http://gosslujba.pravmin74.ru/documents/234).
3. Целью работы «прямых линий» является:
1) создание дополнительного источника информации, посредством которого проводится разъяснительная работа;
2) популяризация антикоррупционных стандартов поведения среди граждан;
3) воспитание нетерпимого отношения к коррупции у граждан;
4) укрепление доверия граждан к деятельности органов государственной власти Челябинской области.
4. Основными задачами работы «прямой линии» являются:
1) предоставление гражданам актуальной информации о деятельности органа власти в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений;
2) формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
3) повышение информированности граждан о мерах по противодействию коррупции, принимаемых в Челябинской области.
5. Общая организация в органах исполнительной власти Челябинской области работы телефонов «прямой линии» по вопросам антикоррупционного просвещения граждан (далее – «прямая линия»), включает в себя:
1) определение и закрепление в локальном акте конкретных должностных лиц, ответственных за работу «прямой линии», с указанием Ф.И.О., должности (далее именуются – ответственные лица);
примечание: рекомендуется определить не менее 2-х ответственных лиц с целью обеспечения бесперебойной работы «прямой линии» в случае отсутствия одного из ответственных в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, командировкой и т.д.;
2) определение порядка работы «прямой линии» – конкретный номер, регламент (режим) работы, регистрация входящих звонков (обращений) и др.;
примечание: рекомендуется определить оптимальный режим работы (ежедневно, 1 раз в неделю) на постоянной основе;
3) размещение информации о работе «прямой линии» на официальном сайте органа исполнительной власти Челябинской области в разделе «Противодействие коррупции» либо в виде баннера (с указанием номера телефона и режима его работы);
4) обеспечение на постоянной основе бесперебойной работы «прямой линии» в соответствии с установленным режимом;
5) поддержание на постоянной основе в актуальном состоянии информации о работе «прямой линии» на официальном сайте органа исполнительной власти.
II. Работа «прямой линии» с гражданами
по вопросам антикоррупционного просвещения
1. При проведении информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения ответственным лицам необходимо руководствоваться этическими нормами и правилами служебного поведения для гражданских служащих, регламентированными Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Челябинской области (постановление Губернатора Челябинской области от 22.02.2011 г. № 72 «О Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Челябинской области»).
2. При поступлении звонка (обращения) на номер телефона «прямой линии» по вопросам антикоррупционного просвещения ответственному лицу необходимо:
1) представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество и замещаемую должность;
2) предложить представиться гражданину (при желании гражданин может сохранить анонимность);
3) уточнить, что именно интересует гражданина и предложить ознакомиться в первую очередь с информацией, размещенной на официальных сайтах Управления государственной службы Правительства Челябинской области, ОГВ в подразделах «НПА в сфере борьбы с коррупцией» и «Методические рекомендации»;
4) в общении с гражданами использовать доступный язык, избегать сложных формулировок, которые могут быть истолкованы неверно и (или) непонятны гражданину, который, возможно, не является специалистом в сфере противодействия коррупции.
3. В случае если вопрос гражданина связан с антикоррупционным просвещением, но требует развернутого ответа с привлечением дополнительной информации, рекомендуется уточнить его контактные данные для возможности связаться с ним дополнительно, либо (в случае отказа гражданина) попросить перезвонить через определенное время (не позднее 1 рабочего дня), объяснив причину такой отсрочки ответа. При необходимости ответственное лицо может сообщить гражданину телефоны должностных лиц, в компетенцию которых входит реализация мероприятий по противодействию коррупции.
В случае если обращение по телефону прямой линии не связано с антикоррупционным просвещением, рекомендуется предложить гражданину перезвонить по компетенции иному лицу, предоставив, по возможности, его контактные данные (телефон, Ф.И.О., должность).
4. Учет и регистрация обращений на телефон «прямой линии» может осуществляться в свободной форме в соответствующем журнале с указанием:
даты регистрации поступившего звонка (обращения), Ф.И.О. ответственного лица, принявшего звонок;
Ф.И.О. гражданина, иной контактной информации (при наличии) или с указанием на анонимный звонок;
краткого содержания вопроса;
краткого содержания ответа, данного в рамках антикоррупционного просвещения, с формулировкой «дан полный ответ», «ответ дан частично», «гражданин направлен по компетенции к иному должностному лицу (указывается номер телефона, Ф.И.О., должность)» или др.
5. Анализ поступивших на «прямую линию» звонков (обращений) граждан по вопросам антикоррупционного просвещения осуществляется ежеквартально и включается в отчет по выполнению мероприятий ведомственного Плана противодействия коррупции с целью изучения общественного мнения об открытости деятельности органа исполнительной власти Челябинской области.
6. Вопросы граждан, поступившие на «прямую линию» по антикоррупционному просвещению, могут учитываться при разработке, корректировке и реализации антикоррупционных мероприятий в конкретном органе исполнительной власти Челябинской области.
III. Базовые рекомендации по проведению
информационно-разъяснительной работы с гражданами
в рамках антикоррупционного просвещения
Для проведения качественной и оперативной информационно-разъяснительной работы с гражданами ответственному лицу необходимо:
1) свободно ориентироваться в разделе «Противодействие коррупции» официального сайта Управления государственной службы Правительства Челябинской области и соответствующего органа исполнительной власти Челябинской области, в том числе в подразделах:
- «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции»;
- «Антикоррупционная экспертиза»;
- «Методические материалы»;
- «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
- «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов»;
- «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции»;
- «Ведомственный план противодействия коррупции и отчеты по его исполнению»;
2) владеть информацией и ориентироваться в сфере полномочий конкретного органа исполнительной власти Челябинской области;
3) знать перечень основных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции и ориентироваться в их содержании;
4) информировать граждан о том, что все мероприятия антикоррупционной направленности, проводимые органом исполнительной власти, содержатся в ведомственном Плане противодействия коррупции;
примечание: в целях обеспечения открытости План должен быть размещен в соответствующем разделе сайта желательно вместе с отчетом об исполнении;
5) в случае поступления вопроса о способах личного участия гражданина в противодействии коррупции, справочно сообщить гражданину:
- о возможности участия граждан в социальных опросах, в том числе онлайн-опросе по оценке уровня коррупции и эффективности принимаемых антикоррупционных мер в конкретном органе исполнительной власти Челябинской области (с указанием, где можно найти информацию);
- о возможности участия физических лиц в качестве независимых экспертов в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов (с указанием, где можно найти информацию);
Справочно: аккредитацию физических и юридических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, осуществляет Министерство юстиции РФ. Лица, желающие получить аккредитацию, должны подать в Минюст России соответствующие документы. Их перечень определен приказом Минюста от 27.07.2012 года №146 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Заявителями могут быть как физические, так и юридические лица. Обязательное требование для физических лиц – наличие высшего профессионального образования и стаж работы не менее 5 лет. Для юридических лиц – штат сотрудников не менее 3 человек, удовлетворяющих требованиям, установленным для физических лиц. Под высшим профессиональным образованием понимается любое высшее образование (не только юридическое), подтверждаемое дипломом государственного образца.
- о возможности участия в деятельности региональной Общественной палаты и Общественных советов при органах исполнительной власти Челябинской области, изучив самостоятельно порядок и условия включения граждан в их состав (с указанием, где можно найти информацию);
Справочно: Общественная палата Челябинской области формируется из числа граждан, имеющих заслуги перед Челябинской областью, в том числе, в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а также представителей общественных объединений. Общественные объединения и граждане направляют в Аппарат Общественной палаты Челябинской области предложения по кандидатурам в состав Общественной палаты Челябинской области по адресу: инд. 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д.75-а, каб. 515. Телефоны: 8- (351)- 737-16-57, 8- (351)-729-32-02; e-mail: 7371657_op@mail.ru.
Экспертами Общественной палаты Челябинской области могут стать организации и граждане, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, научные работники, специалисты в различных отраслях знаний. Вышеуказанные граждане должны иметь высшее и послевузовское профессиональное образование или ученую степень по направлению, соответствующему профилю экспертной деятельности и предшествующий стаж практической работы не менее 3 лет. В исключительных случаях экспертами могут быть представители общественных организаций и объединений, активно участвующие в развитии гражданского общества, имеющие стаж общественной деятельности не менее 3 лет; граждане, ранее осуществлявшие полномочия члена Общественной палаты. Перечень и формы необходимых документов размещены на сайте Общественной палаты Челябинской области.
- о возможности подать обращение на круглосуточный многоканальный телефон «горячей линии» (8-800-300-76-00), по которому принимаются сообщения об известных гражданину фактах взяточничества, использования служебного положения в личных целях и других проявлениях коррупции в органах госвласти и местного самоуправления Челябинской области (с указанием, где можно найти информацию);
Справочно: в целях реализации Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, «Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы», а также реализации Плана противодействия коррупции в Челябинской области до 2010 года, утверждённого постановлением Губернатора Челябинской области от 29.09.2008 г. № 322 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Челябинской области» и в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 28.11.2016 г. № 617-П О государственной программе Челябинской области «Оптимизация функций государственного (муниципального) управления Челябинской области и повышение эффективности их обеспечения» на 2017-2019 годы (вместе с подпрограммой противодействия коррупции в Челябинской области на 2017-2019 годы) с 1 июля 2009 года в аппарате Правительства Челябинской области создана система «Телефон – доверия («горячая линия»)», утверждённая постановлением Губернатора Челябинской области от 19.05.2009 г. № 124, в соответствии с которой осуществляется приём информации о фактах коррупции в органах исполнительной власти Челябинской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области. Круглосуточно по многоканальному телефону граждане могут сообщить о фактах взяточничества, использования служебного положения в личных целях и других проявлениях коррупции, с которыми они сталкиваются при взаимодействии с должностными лицами органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области. Обращаем Ваше внимание, что сообщения принимаются на автоответчик, регистрируются и направляются на рассмотрение в правоохранительные органы. Номер бесплатного многоканального телефона: 8-800-300-76-00.
6) обратить внимание гражданина на раздел сайта, содержащий методические материалы антикоррупционной направленности (методические рекомендации, инструментарий, обзоры, памятки, информационные письма, разъяснения ответственности за взяточничество и посредничество во взяточничестве и т.д.), с предложением подробно их изучить и перезвонить, если появятся дополнительные вопросы.
Завершить разговор рекомендуется вопросом
к гражданину – удовлетворен ли он
ответом на свой вопрос?
|
ДЛЯ ЗАМЕТОК
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________